24.11.2024
15:46
Меню сайта |
Категории каталога | |
|
Форма входа |
Поиск |
|
Друзья сайта |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » Статьи сайта |
«Газпром — новое оружие России». В течение всех лет нашей независимости Россия использует газ как фактор влияния на украинскую экономику и политику. Такие действия Кремля стали возможными из-за критически высокой энергетической зависимости Украины от России, ведь от северо-восточного соседа мы получаем 73 процента газа, 80 процентов нефти, весь объем снабжения и утилизации ядерного топлива, российские нефтяные компании контролируют свыше 85 процентов нефтепереработки Украины и около 80 процентов внутреннего рынка горюче-смазочных материалов... Для уравновешенности российского влияния наше государство имеет лишь один рычаг — газотранспортную систему, которая обеспечивает 78 процентов транзита российского газа в страны Европы и Турции. Итак, понятно, почему Россия стремится прибрать к своим рукам и этот, последний, бастион нашей энергетической обороны. Именно этим объясняется крайне нервная реакция российского руководства на общее заявление Украины и ЕС о модернизации украинской газотранзитной системы. Об итогах этой конференции и о том, как Украине выйти из энергетического кризиса, наш разговор с известным специалистом в нефтегазовой сфере, советником Президента Иваном ДИЯКОМ: — Руководство России не скрывает своего раздражения результатами этой конференции, так как это разрушает его планы по овладению украинской газотранспортной системой. Ведь в общем заявлении Украины и ЕС четко задекларировано стратегическое значение украинской ГТС как неотъемлемой составляющей общеевропейской энергетической инфраструктуры, или, иными словами, этим ЕС показывает, что не считает Украину и ее ГТС зоной исключительных российских интересов. Но больше всего в этой ситуации Кремль бесят планы по модернизации украинской ГТС, предусматривающие дополнительное расширение ее мощности на 60 миллиардов кубометров газа в год. Бесят прежде всего потому, что это ставит под сомнение целесообразность сооружения Северного и Южного потоков, поскольку в модернизацию украинской ГТС нужно вложить около 5—6 миллиардов долларов, а в новые, аналогичной мощности, газопроводы — десятки миллиардов. Кроме того, план модернизации предусматривает строительство современных газоизмерительных станций, которые будут контролировать объемы и качество газа, поскольку сейчас такой контроль осуществляется на 9 станциях, размещенных на территории России и на двух белорусских. Еще одно направление модернизации — замена устаревших газоперекачивающих агрегатов на новые, что даст возможность каждый год экономить около 1 миллиарда кубометров газа. Т. е., если бы Россия рассматривала газ как товар, а не оружие, то она должна была бы тоже быть довольна планами модернизации ГТС, поскольку это сделает более надежным транзит в Европу. Но такое развитие событий и не устраивает Россию, кторая уже сосредоточила в своих руках полностью или частично газопроводы Болгарии, Сербии, Словакии, Молдовы и Беларуси. Кроме того, «Газпром» постепенно прибирает к рукам и европейские трубы, и подземные хранилища газа, а здесь на пути к реализации задуманного, как кость в горле, стоит Украина со своей крупнейшей в Европе ГТС. — Не означает ли это, что два больших газовых кризиса, спровоцированных Россией 1 января 2006 и 2009 года, стали серьезным предупреждением не только Украине, но и всем европейским странам, и они в конце концов пытаются выработать по этому вопросу консолидированную позицию? — Для Украины эти два газовых кризиса стали окончательным подтверждением того, что наш северо-восточный сосед ради достижения своей цели может зайти очень далеко. Это именно, кажется, начинают сознавать и европейцы. Ведь если в 2006 году сокращение поступления газа в Украину на треть (до 120 миллионов кубометров в сутки) продолжалось на протяжении двух суток, то уже в 2009 году Россия попыталась кардинально «решить» украинскую проблему — по сути ее действия граничили с настоящей «газовой войной» против Украины. Вспомним, что сначала имело место постепенное сокращение поступления газа в украинскую ГТС, но с 7 часов 45 минут 7 января и до 20 января 2009 года газ вообще в Украину не подавался. Вследствие этих действий замерзали клиенты «Газпрома», которым поступление газа было прекращено полностью (Молдова, Румыния, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия), и частично (Германия, Польша, Италия). Таким образом в газовый конфликт непосредственно была втянута почти вся Европа. Этим российское руководство четко показало, что ради достижения своих целей оно не собирается считаться с европейскими странами, какими бы друзьями России они ни были (вспомним хотя бы Сербию!). А вместе с тем «Газпром» и Кремль именно Украине предъявляли обвинения в прекращении транзита газа, намекая при этом на плохое техническое состояние нашей ГТС и на якобы ее невозможность прокачивать газ. — Это уже традиционное обвинение со стороны России, цель которого — убедить европейцев в необходимости финансирования газопроводов в обход Украины. — Да, но на этот раз Кремль не просто делал заявления, но и попробовал спровоцировать техногенную катастрофу нашей ГТС. Этого не произошло лишь благодаря умелым действиям специалистов «Укртрансгаза». Замечу, что Россия вследствие определенного давления на нашу делегацию все-таки достигла своей коммерческой выгоды, и, подписав контракт на поставку газа в Украину и транзит российского газа в Европу, 20 января 2009 года возобновила поставки. Кстати, когда сегодня представители «Газпрома», критикуя общее заявление Украины и ЕС, заявляют, что без его участия модернизация украинской ГТС невозможна, поскольку она «полностью синхронизирована с работой единой системы газоснабжения России», то хотелось бы спросить: где было понимание этой «синхронности», когда «Газпром» в одностороннем порядке прекратил подачу газа в Украину? Именно поэтому мы должны быть готовы к тому, что Кремль всячески будет противодействовать реализации брюссельских договоренностей между Украиной и ЕС. — Но в таком случае можно предположить, что газовые соглашения с Россией — лишь временное перемирие, которое отнюдь не обезопасит нас от будущих, возможно, еще более коварных, действий со стороны газового монополиста. — Этот урок в конце концов должен стать наукой, что если хотим удержать свою независимость надо не на словах, а на деле обеспечить энергетическую безопасность государства. Ведь и в самом деле после двух газовых войн, перемирие в которых достигнуто лишь путем украинских уступок, надеяться на долгосрочный мир недальновидно. И к тому же политическая нестабильность в Украине, финансовый кризис в мире и огромное количество экономических проблем в самой России могут подтолкнуть Кремль к новым газовым войнам. Вот и недавно в ответ на призыв председателя Еврокомиссии Баррозу решать спор с транзитными странами так, чтобы европейские страны не оставались без газа, президент России Медведев в который раз предъявил обвинение во всех проблемах Украине: «Мы считаем, что финальную юридическую ответственность за проблему, которая произошла, несет украинская сторона. На ней и должны быть локализованы возможные убытки. Мы разберемся с нашими украинскими партнерами».
— Как умеет «разбираться» Россия, мы уже видели, но, во всяком случае, международная мониторинговая группа подтвердила, что именно «Газпром» в одностороннем порядке прекратил подачу газа. Тем не менее российское руководство и дальше продолжает оговаривать Украину? — К сожалению, позиция российского руководства уже не удивляет, как вместе с тем и некоторые заявления европейцев, которые, зная правду о ходе событий, продолжают рядом с Россией предъявлять обвинения Украине. И это при том, что Украина не имеет перед европейскими потребителями никаких обязательств по поставкам газа. По моему мнению, такие заявления могут означать, что, с одной стороны, на них повлияли массированная дезинформация Кремля и позиция европейских лоббистов, таких, как, к примеру, член совета директоров «Газпрома», экс-канцлер Германии Шредер, а с другой — Европа, опасаясь конфликтовать с Россией, начала играть по московским правилам и была готова пожертвовать Украиной ради себя. Досадно, но имеет место типичная для европейских стран политика «задобривания» агрессора, которая уже привела к двум мировым войнам. — Итак, с учетом высокой вероятности нового газового конфликта с Россией, сегодня крайне важно приложить максимум усилий для решения основных проблем энергетической безопасности государства. И складывается впечатление, что вместо реальных шагов по энергосбережению, имеем лишь одни разговоры. А тем временем в Украине энергозатраты на единицу продукции как были, так и остаются на уровне в 2,6 раза выше, чем в Европе. — Фактор энергосбережения для нас является одним из определяющих, ведь согласно энергетической стратегии Украины, в 2030 году за счет энергосбережения энергоемкость ВВП должна уменьшиться в два раза. Мы уже упоминали, что только за счет модернизации компрессорных станций можно уменьшить расходы природного газа, который идет на обеспечение работы газотранспортной системы, на 1 миллиард кубометров в год. Итак, необходимо разработать новую программу энергосбережения на период до 2030 года и принять ряд законопроектов, которые стимулировали бы внедрение энергосберегающих технологий. Например, целесообразно освободить от налогообложения часть прибыли, полученной за счет внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий. Считаю, что только за счет энергосбережения можно добиться уменьшения потребления газа в государстве с нынешних 66,4 млрд. кубометров до 49 миллиардов. — Таким образом, учитывая возможности по наращиванию собственной добычи газа, можно было бы надеяться на решение основных задач в энергобезопасности. — Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предусматривает, что уже в 2010 году отечественная добыча газа должна бы вырасти с нынешних 20 миллиардов кубометров до 23,2 миллиарда и далее до 25-ти — в 2020-м, до 28-ми — в 2030 году. Самое главное, что ресурсная база дает возможность выполнить эти задачи, потому власть должна бы всячески оказывать содействие «Нефтегазу Украины» в их выполнении. Так как вообще за газодобывающими предприятиями НАК закреплено около 600 миллиардов кубометров реальных запасов природного газа, а для постоянного развития нефтегазовой отрасли этого недостаточно, так как для постоянного развития прирост ресурсной базы углеводородов должен в два-три раза превышать объемы их изъятия. Поэтому надо сосредоточить внимание на разведке и добыче углеводородного сырья в украинском секторе Черного и Азовского морей, ведь освоение этой акватории составляет лишь 4 процента. А прогнозные ресурсы украинского шельфа в газовом эквиваленте составляют 1,53 триллиона кубометров (1,5 миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте), что составляет около 30 процентов всех углеводородных ресурсов Украины. Но, учитывая, что «Нафтогаз» не имеет необходимых мощностей и технологий для работы на глубинах свыше 80 метров, где сосредоточенно больше половины этих ресурсов, надо привлекать иностранных инвесторов. Вместе с тем нельзя забывать о поиске и разработке новых месторождений на суше, причем в этом направлении «Нефтегаз» должен ежегодно вводить в поисковое бурение в среднем 30 новых перспективных площадей. Это требует проведения каждый год сейсмических работ на 40—45 новых площадях с соответствующим получением такого же количества специальных разрешений на геологическое изучение. — Однако именно с получением этих разрешений в «Нефтегазе» очень часто и возникают проблемы. — Может показаться странным, но на протяжении 2005—2008 гг. предприятиям, которые находятся в корпоративном управлении НАК «Нефтегаз Украины», не выдано ни одно специальное разрешение на новые участки недр, а также не на все участки продолжен срок действия прежде выданных специальных разрешений! Вместе с тем свыше 40 специальных разрешений на пользование недрами предоставлено частным структурам, которые вообще не имеют технических возможностей осуществлять разведку и бурение недр. Если такая «политика» будет и в дальнейшем, то на увеличение отечественной газодобычи надеяться не приходится. Казалось бы, какие еще решения нужны? Ведь никто не отменял Указ Президента от 27 декабря 2005 года №1863 «О решении СНБОУ от 9 января 2005 года «О состоянии энергетической безопасности Украины и основных основах государственной политики в сфере ее обеспечения», согласно которому предполагалось передать нефтегазоразведывательные подразделения НАК «Недра Украины» в подчинение НАК «Нефтегаз Украины» и переоформить соответствующие разрешения на пользование недрами. Но этот указ не выполняется, хотя благодаря ему практически без дополнительных расходов на протяжении 2—3 лет ежегодную добычу газа можно увеличить на 5 миллиардов кубометров и на 250 тысяч тонн нефти с конденсатом. Или вот другой пример — из-за отсутствия надлежащего финансирования до сих пор не введено в промышленную эксплуатацию открытое два года назад Субботинское месторождение на морском шельфе, прогнозные геологические запасы которого превышают 20 миллионов тонн нефти и 15 миллиардов кубометров газа. Аналогичная ситуация и с Одесским и Безымянным месторождениями, где запасы газа оцениваются в 30 миллиардов кубометров и которые могут каждый год давать до 1 миллиарда кубометров газа. Итак повторю еще раз: при условии реализации вышеуказанных и некоторых других мер до 2030 года мы способны удовлетворить спрос на газ за счет собственной добычи не меньше чем на 40 процентов против сегодняшних 27. — Кстати, финансовое положение «Нефтегаза» в значительной мере зависит от ценовой политики на газ собственной добычи. — Конечно, зависит, поскольку этот газ реализуется для нужд населения по ценам, которые подлежат государственному регулированию. Для примера, в І квартале 2009 года ГК «Укргаздобыча» должна реализовывать газ для населения по цене 235,20 гривни за 1000 кубометров (с НДС). Нетрудно увидеть, что такая ценовая политика приведет к значительному дефициту средств у добытчика, что не даст возможности провести в полном объеме работы по эксплуатационному и разведывательному бурению, обустройству месторождений, не будут закуплены материалы, оборудование и спецтехника для интенсификации добычи. По предварительным прогнозам, в 2009 году добыча газа может сократиться на 1 миллиард кубометров, а это значит, что за дополнительный импорт такого объема газа необходимо будет заплатить 360 миллионов долларов. Может произойти, что из-за недофинансирования собственной добычи до 2012 года он не только не возрастет, а наоборот — сократится до 12 миллиардов кубометров в год. Итак цена газа собственной добычи должна быть экономически обоснованной. И к тому же еще одной причиной потери «Нефтегазом» оборотных средств и чистых прибылей является деятельность посреднических структур. — Но на протяжении последних лет на всех уровнях мы только и слышали о необходимости избавиться от посредников, в частности «Росукрэнерго»?
— « Росукрэнерго» действительно отстранено от поставок российского газа в Украину. Но есть «Газпромсбыт Украина» — 100-процентное дочернее предприятие «Газпрома», которое появилось на украинском газовом рынке в 2008 году. Только в прошлом году это предприятие продало промышленным потребителям Украины 3,235 миллиарда кубометров газа и заработало на этом 68 миллионов гривен «комиссионных». Тем временем в подписанном 19 января 2009 года контракте (ст. 9 п. 9.7) зафиксировано, что 25 процентов газа для промышленных потребителей Украины будет поставлять именно эта компания. Как следствие, «Нефтегаз» вместе с потерей рынка промышленных потребителей потеряет значительные прибыли, которые направлялись на финансирование производственных программ. Давайте, в конце концов, окончательно избавимся от всех посредников. — И, наконец, учитывая опыт «газовой войны» этого года и не исключая возможности ее повторения, надо «готовить сани летом». Какой, по вашему мнению, должна быть тактика и стратегия этой подготовки? — Поскольку стратегический вопрос обеспечения Украины альтернативными источниками снабжения импортированного природного газа остается нерешенным, то мы должны задействовать тактику создания долгосрочных резервов нефти и газа. А события января 2006 и 2009 гг. свидетельствуют, что именно наличие запасов природного газа в подземных хранилищах позволило Украине уменьшить отрицательные последствия от действий России. Тем не менее при нынешнем финансовом положении «Нефтегаз» не способен за счет собственных ресурсов накопить такие запасы, потому во время внесения изменений в госбюджет 2009 года нужно предусмотреть средства для создания государственного стратегического резерва в объеме по меньшей мере 11 миллиардов кубометров газа. Этим мы обезопасим себя от возможного шантажа и угроз, а в случае дежурного закручивания вентилей, сможем избежать коллапса. Вел разговор Сергей ЛАВРЕНЮК. Источник: http://www.golos.com.ua | |
Категория: Статьи сайта | Добавил: Админ (18.04.2009) | |
Просмотров: 1306 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |